Сообщение Федорович Г.В. » 08 июл 2011, 12:36
06 июля с.г. Минздравсоцразвития России на своем сайте информирует о внесении в Госдуму предложения «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Событие, на первый взгляд, совершенно рутинное, если учесть, что в этот закон (№ 125 ФЗ) , принятый в 1998 году, было внесено несколько десятков поправок. Картину рядового события несколько нарушает то, что представил этот законопроект замминистра здравоохранения и социального развития РФ А.Л. Сафонов. Несколько последних лет А.Л.Сафонов курирует одно из самых болезненных социальных преобразований - перестройку системы охраны труда, ее реформирование с учетом западных стандартов, с одной стороны, и демографических тенденций в стране, с другой стороны. Все, что связано с его публичными выступлениями, а законотворческие инициативы – тем более, заслуживает внимания и анализа.
(1) Изменения, предлагаемые в подпункт 18 пункта 2 статьи 17 обязывают страхователя сообщать страховщику сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Для выполнения этого требования страхователь (работодатель) должен иметь эти сведения. Легко сообразить, что, как только поправки в № 125 ФЗ начнут действовать (это, предположительно, произойдет 01.01.2012 г.), результаты аттестации потребуются буквально всем. Потребность в АРМ возрастет не на проценты, не в разы, а в сотни раз. Услуги по АРМ будут самыми востребованными в стране.
(2) Результаты АРМ должны определять величину скидок и надбавок к страховым тарифам. Это главное отличие предлагаемой формулировки п.1 ст.22 закона от прежней версии. Для тех отраслей, в которых страховой тариф доходит до 10 – 11 % (добывающие, обогатительные, лесозаготовительные и пр.) сорокапроцентные скидки и надбавки существенны. Эти отрасли достаточно богаты, чтобы платить немыслимые сейчас цены за АРМ. Вполне возможно, что 10 – 15 тыс. руб. за одно РМ будут считаться демпинговыми ценами.
(3) Размер страховых взносов, определяемый классом профессионального риска (в зависимости от вида экономической деятельности), размер скидок и надбавок должны определяться по правилам, которые «утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Пока что никаких правил, в том числе и тех, которые устанавливали бы зависимость размеров взносов от результатов АРМ, нет. Вряд ли стоит сомневаться в том, что до 01.01.2012 г. правила появятся, однако вполне обоснованы сомнения в их качестве, полноте и непротиворечивости. Здесь можно вспомнить – с каким трудом рождался гораздо более простой и безобидный документ «Порядок проведения аттестации рабочих мест», какие нарекания вызывали и вызывают его первоначальные и окончательный варианты.
В заключение - несколько общих соображений.
Пророчествовать не стоит – слишком легко промахнуться. Читать это пророчество не стоит, как не стоит вообще читать пророчества. Зыбко, туманно и безосновательно все – движущие мотивы, позиции заинтересованных сторон (РСПП, профсоюзов, медицины труда), готовность общества принять предлагаемые новации.
Здесь впервые появляется нечто, способное вызвать интерес. Приглядевшись, можно заметить, что туманность выглядит несколько интригующе. За ней ощущается неведомое движение, чья-то несгибаемая воля – и это заставляет все же задуматься о будущем. За внешней суетой, за всеми этими стандартами, порядками, перечнями можно заметить что-то вроде тяжелых шагов, неумолимых перемещений и эволюций.
Готово или нет общество к новациям, Госдума, похоже, готова всучить эти новации ему. Работать ей осталось не более 3-х месяцев, терять депутатам уже нечего и именно момент внесения поправок свидетельствует о решимости авторов довести дело до конца.
06 июля с.г. Минздравсоцразвития России на своем сайте информирует о внесении в Госдуму предложения «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Событие, на первый взгляд, совершенно рутинное, если учесть, что в этот закон (№ 125 ФЗ) , принятый в 1998 году, было внесено несколько десятков поправок. Картину рядового события несколько нарушает то, что представил этот законопроект замминистра здравоохранения и социального развития РФ А.Л. Сафонов. Несколько последних лет А.Л.Сафонов курирует одно из самых болезненных социальных преобразований - перестройку системы охраны труда, ее реформирование с учетом западных стандартов, с одной стороны, и демографических тенденций в стране, с другой стороны. Все, что связано с его публичными выступлениями, а законотворческие инициативы – тем более, заслуживает внимания и анализа.
(1) Изменения, предлагаемые в подпункт 18 пункта 2 статьи 17 обязывают страхователя сообщать страховщику сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Для выполнения этого требования страхователь (работодатель) должен иметь эти сведения. Легко сообразить, что, как только поправки в № 125 ФЗ начнут действовать (это, предположительно, произойдет 01.01.2012 г.), результаты аттестации потребуются буквально всем. Потребность в АРМ возрастет не на проценты, не в разы, а в сотни раз. Услуги по АРМ будут самыми востребованными в стране.
(2) Результаты АРМ должны определять величину скидок и надбавок к страховым тарифам. Это главное отличие предлагаемой формулировки п.1 ст.22 закона от прежней версии. Для тех отраслей, в которых страховой тариф доходит до 10 – 11 % (добывающие, обогатительные, лесозаготовительные и пр.) сорокапроцентные скидки и надбавки существенны. Эти отрасли достаточно богаты, чтобы платить немыслимые сейчас цены за АРМ. Вполне возможно, что 10 – 15 тыс. руб. за одно РМ будут считаться демпинговыми ценами.
(3) Размер страховых взносов, определяемый классом профессионального риска (в зависимости от вида экономической деятельности), размер скидок и надбавок должны определяться по правилам, которые «утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Пока что никаких правил, в том числе и тех, которые устанавливали бы зависимость размеров взносов от результатов АРМ, нет. Вряд ли стоит сомневаться в том, что до 01.01.2012 г. правила появятся, однако вполне обоснованы сомнения в их качестве, полноте и непротиворечивости. Здесь можно вспомнить – с каким трудом рождался гораздо более простой и безобидный документ «Порядок проведения аттестации рабочих мест», какие нарекания вызывали и вызывают его первоначальные и окончательный варианты.
В заключение - несколько общих соображений.
Пророчествовать не стоит – слишком легко промахнуться. Читать это пророчество не стоит, как не стоит вообще читать пророчества. Зыбко, туманно и безосновательно все – движущие мотивы, позиции заинтересованных сторон (РСПП, профсоюзов, медицины труда), готовность общества принять предлагаемые новации.
Здесь впервые появляется нечто, способное вызвать интерес. Приглядевшись, можно заметить, что туманность выглядит несколько интригующе. За ней ощущается неведомое движение, чья-то несгибаемая воля – и это заставляет все же задуматься о будущем. За внешней суетой, за всеми этими стандартами, порядками, перечнями можно заметить что-то вроде тяжелых шагов, неумолимых перемещений и эволюций.
Готово или нет общество к новациям, Госдума, похоже, готова всучить эти новации ему. Работать ей осталось не более 3-х месяцев, терять депутатам уже нечего и именно момент внесения поправок свидетельствует о решимости авторов довести дело до конца.