Облучение населения

Александр Усачев

Облучение населения

Сообщение Александр Усачев » 18 апр 2016, 15:33

ОБЛУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
В данной заметке сделана попытка на основании требований НРБ-99/2009 и других производных от них документов определить допустимую максимально возможную дозу облучения для граждан из категории «население».
Основным нормативным документом по радиационной безопасности являются Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009). Согласно последним при нормальных условиях дозы облучения граждан могут быть от:
- техногенного облучения;
- природного облучения;
- медицинского облучения.

ТЕХНОГЕННОЕ ОБЛУЧЕНИЕ
НРБ-99/2009 в рамках требований к ограничению техногенного облучения в контро-лируемых условиях для категории облучаемых лиц «население» устанавливают следующие два класса нормативов:
- основные пределы доз (ПД 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год);
- допустимые уровни монофакторного воздействия (для одного радионуклида, пути поступления или одного вида внешнего облучения), являющиеся производными от основных пределов доз: пределы годового поступления (ПГП), допустимые среднегодовые объемные активности (ДОА), среднегодовые удельные активности (ДУА) и другие.
Допустимые значения содержания радионуклидов в пищевых продуктах, питьевой воде и воздухе, соответствуют пределу дозы техногенного облучения населения 1 мЗв/год и квотам от этого предела. Эту величину обозначим

Етехног.= 1 мЗв/год.

Основные пределы доз облучения не включают в себя дозы от природного и медицинского облучения, а также дозы вследствие радиационных аварий. На эти виды облучения устанавливаются специальные ограничения.

ПРИРОДНОЕ ОБЛУЧЕНИЕ
Эффективная доза облучения природными источниками излучения всех работников, включая персонал, не должна превышать 5 мЗв в год в производственных условиях (любые профессии и производства). При этом мы помним, что это помимо основных пределов доз.

Еприр.произв.усл.= 5 мЗв/год

Допустимое значение эффективной дозы, обусловленной суммарным воздействием природных источников излучения, для населения не устанавливается. Снижение облучения населения достигается путем установления системы ограничений на облучение населения от отдельных природных источников излучения. Так, в эксплуатируемых жилых и общественных зданиях среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность дочерних продуктов (ДП) радона и торона в воздухе жилых и общественных помещений ЭРОАRn + 4,6ЭРОАTn не должна превышать 200 Бк/м3. При более высоких значениях объемной активности должны проводиться защитные мероприятия, направленные на снижение поступления радона в воздух помещений и улучшение вентиляции помещений. Защитные мероприятия должны проводиться также, если мощность эффективной дозы гамма-излучения в помещениях превышает мощность дозы на открытой местности более чем на 0,2 мкЗв/ч.

Согласно МУ 2.6.1.2398-08 «Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности» земельный участок соответствует требованиям санитарных правил для строительства любых объектов без ограничений если мощность дозы гамма-излучения не превышает 0,3 мкЗв/ч.

Согласно МУ 2.6.1.1088-02 «Оценка индивидуальных эффективных доз облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения» (раздел 6) определяем допустимое значение индивидуальной годовой эффективной дозы внутреннего облучения взрослых жителей (населения) за счет ДП изотопов радона:

Евнутр.Rn = 9,0×10-6×8800×(0,2×Aэкв.ул.+0,8×Aэкв.здан) = 12,8 [мЗв/год],
где:
Aэкв.ул.= 6,5 Бк/м3 – среднемировое значение ЭРОА изотопв радона в приземном слое атмосферного воздуха;
Aэкв.здан.= 200 Бк/м3.

Согласно тому же МУ 2.6.1.1088-02 (раздел 5) определяем допустимое значение индивидуальной годовой эффективной дозы внешнего облучения взрослых жителей (населения):

Евнеш. = 8800×10-3×(0,2×Нул.+0,8×Нздан.) = 4 [мЗв/год],

где:
Нул.= 0,3 мкЗв/ч;
Нздан.= 0,5 мкЗв/ч.

Исходя из вышесказанного и в соответствии с МУ 2.6.1.1088-02 (раздел 9) определяем допустимое значение суммарной индивидуальной годовой эффективной дозы облуче-ния взрослых жителей населенного пункта (района и т.п.) за счет природных ИИИ в непроизводственных условиях (в коммунальных условиях и быту) без учета влияния питьевой воды и продуктов питания:

Еприр.быт.= 0,57+ Евнеш.+ 1,05Евнутр.Rn = 0,57+ 4 + 1,0512,8 = 18,01 [мЗв/год].

где:
0,57 мЗв/год – учитывает вклад космического излучения (0,40 мЗв/год) и внутреннее облучение за счет 40К (0,17 мЗв/год);
1,05 – коэффициент, учитывающий вклад в дозу облучения населения материнских радионуклидов (220Rn и 222Rn) в воздухе помещений.

За счет природных источников в целом

Еприр.= Еприр.произв.усл.+ Еприр.быт = 5 + 18,01 = 23,01 [мЗв/год]


МЕДИЦИНСКОЕ ОБЛУЧЕНИЕ
Пределы доз для пациентов не устанавливаются. Для практически здоровых лиц, не получающих прямой пользы для своего здоровья от процедур, связанных с облучении-ем, годовая эффективная доза не должна превышать 1 мЗв.

Емед.= 1 мЗв/год.


СУММАРНОЕ ОБЛУЧЕНИЕ
Максимально возможное допустимое значение суммарной индивидуальной годовой эффективной дозы облучения для граждан из категории «население» за счет всех ИИИ в нормальных условиях:

Есумм.= Етехног.+ Еприр.+ Емед.= 1 + 23,01 +1 = 25,01 [мЗв/год]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Санитарных правилах СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" и СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения" выставлены требования по ограничению облучения населения природными источниками излучения в коммунальных условиях и быту. При этом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписыва-ется планирование и осуществление мероприятий по оценке и снижению уровней об-лучения населения за счет природных источников излучения (уровни более 10 мЗв/год считаются высокими).
В то же время наши расчеты, основанные на НРБ-99/2009, показывают, что уровни облучения населения природными источниками излучения в коммунальных условиях и быту являются допустимыми до значений порядка 18 мЗв/год.

Это противоречие нормативных документов свидетельствует о том, что или документы выпускали разные коллективы людей, или, возможно, с 2009 по 2010 годы изменились взгляды разработчиков документов, и, как следствие, надо ждать перевыпуска или изменения НРБ.
В Комментариях к НРБ-99/2009 говорится, что норматив по среднегодовому содержанию изотопов радона в воздухе эксплуатируемых жилых и общественных зданий (200 Бк/м3) соответствует международным рекомендациям.
Однако, если принять для России значение этого норматива, действующее в настоящее время в США, одинаковое для существующих и вновь строящихся домов и равное (в единицах ЭРОА) 60 Бк/м3, то этому значению будет соответствовать годовая эффективная доза за счет этого источника 4 мЗв, что вполне согласуется с принятым в п. 5.1.2 ОСПОРБ-99/2010 критерием повышенного облучения природными источниками излучения. При таком подходе потребуется проводить мероприятия по снижению содержания радона в воздухе более половины жилых и общественных зданий в стране, что как технически, так и экономически невозможно. Поэтому сегодня нам хочется (снизить нормативы), но колется (нет финансов). Вот отсюда и неувязки в нормативных документах.


Эксперт-физик ФГБУЗ ЦГиЭ №15 ФМБА России Александр Усачев

Вернуться в «Ионизирующее излучение»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя